Окрасочные агрегаты низкого давления используют для нанесения с помощью сжатого сухого горячего воздуха низкого давления окрасочных составов, шпаклевок и грунтовок, а также декоративных жестких, содержащих крошку составов. Агрегаты низкого давления состоят из турбовоздуходувки, вырабатывающей в большом объеме сухой горячий воздух низкого (0,03...0,06 МПа) давления, пневматического пистолета-краскораспылителя, соединительных рукавов, устройства для подачи краски (наливного бачка к пистолету-распылителю или красконагнетательного бака), питающего кабеля и выпускаются переносными и передвижными. Для работы с различными материалами агрегаты комплектуются набором различных распылителей.
Турбовоздуходувка представляет собой многоступенчатую турбину (от 3 до 6 ступеней), приводимую в действие электродвигателем, и вырабатывает от 0,5 до 2,5 м3/мин горячего воздуха.
Принцип работы агрегатов заключается в следующем. При включении электродвигателя начинают вращаться подвижные лопасти турбины с большой частотой (до 250 сг1) и происходит разрежение в первой ступени. Вследствие этого воздух через фильтры и окна поступает в первую, а затем в последующие ступени нагнетания. За счет последовательного соединения ступеней происходит многократное сжатие воздуха до давления 0,03...0,06 МПа, при котором объем его уменьшается, а температура повышается до 60...80 °С на выходе из турбовоздуходувки. При этом воздух осушается на 60...70%. Сжатый горячий воздух по рукаву подается от турбовоздуходувки к пистолету-распылителю. При низком давлении на выходе из сопла отсутствует внезапное расширение воздуха, что способствует спокойному истечению струи и малому туманообразованию.
Степень сжатия воздуха в каждой ступени турбовоздуходувки
τ = ркlрн
где z — число ступеней; ркирл — соответственно абсолютные давления воздуха на выходе и входе.
Передвижной агрегат (рис. 7.17) смонтирован на трехколесной тележке 16 с колесами 15 и укомплектован четырехступенчатой турбовоздуходувкой 12 с фильтром 11 производительностью 1,0 м3/мин. Турбовоздуходувка приводится в действие электродвигателем 14 через клиноременную передачу 13 и соединяется с пистолетом-распылителем термостойким рукавом 10.
Турбовоздуходувка относится к классу турбинных компрессоров и состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого проходит приводной вал, оборудованный подвижными дисками с лопатками,
чередующимися с неподвижными дисками и выполняющими роль направляющих элементов. При работе турбовоздуходувки воздух всасывается через центральное отверстие подвижного диска, отбрасывается лопатками к периферии, подвергается сжатию и по направляющим лопаткам неподвижного диска поступает в следующую ступень.
Степень сжатия составляет 1,08.
В результате трения воздуха о материал турбовоздуходувки, а также за счет расширения и сжатия в каждой ступени воздух нагревается до температуры 60 °С и по термостойкому шлангу поступает к пистолету-распылителю. Пистолет-распылитель состоит из алюминиевого корпуса 7 с рукояткой, нижнего полиэтиленового бачка 1 для краски, форсунки 5, материального сопла 4, воздушного клапана (регулятора воздуха) 3, материальной трубки 2 для подачи краски, курка 6, иглы 8 в сборе и регулятора хода иглы 9.
В распылителе часть воздуха поступает в форсунку для распыления краски и формирования факела, а другая часть по каналу в корпусе через регулятор — в бачок для вытеснения мате-, риала. Поворотом форсунки на угол 45° осуществляется перевод круглого факела на плоский. Для работы на материалах различной вязкости и в зависимости от площади окрашиваемой поверхности краскораспылитель комплектуется сменными соплами диаметрами 1,5; 2,5; 3,5 мм и иглами диаметрами 1,2; 2,2; 2,8 мм.
Для нанесения декоративных жестких составов, содержащих крошку, агрегаты комплектуются крошкометом-распылителем (рис. 7.18), состоящим из алюминиевого корпуса 5, головки /, пластмассового расходного бункера 3 с рукояткой 4, подпружиненной трубки 2, курка 7 и регулятора хода 6 трубки. При использовании крошкомета-распылителя сжатый воздух через канал распылителя поступает в головку. При нажатии на курок трубка отходит вправо, и материал из бункера под собственным весом
поступает в головку, в которой он подхватывается струей сжатого воздуха и наносится на обрабатываемую поверхность. Консистенция декоративного состава должна составлять 8.„15 см по стандартному конусу.
Для выполнения больших объемов работ применяют передвижные агрегаты низкого давления с пяти- и шестиступенчатыми турбовоздуходувками.
Способ -напыления красочных составов подогретым воздухом низкого давления по сравнению с обычным способом пневматического распыления имеет следующие преимущества:
• меньшее число слоев покрытия за счет увеличения их толщины;
• уменьшение (на 20...40%) потерь напыляемого материала на «туманообразование» вследствие отсутствия резкого перепада давлений на выходе из распылителя, сокращения времени распыления и уменьшенного содержания растворителя в напыляемом материале;
• более высокое качество отделки окрашиваемых поверхностей;
• возможность работы агрегатов при низких температурах окружающего воздуха;
• более высокую экономичность;
• меньшую опасность для здоровья обслуживающего персонала. Указанные преимущества определяют широкое распространение
агрегатов низкого давления у нас в стране и за рубежом. К недостаткам таких агрегатов следует отнести повышенный шум при их работе.