Для выполнения подготовительных работ применяют кусторе­зы, корчеватели-собиратели и рыхлители, оборудование для пони­жения уровня грунтовых вод и открытого водоотлива.


Кусторезы предназначены расчистки заросших кустарником мелколесьем площадей под застройку и представляют собой навесное оборудование с гидравлическим управлением на гусенич­ные тракторы тягового класса 10. Основным рабочим органом кустореза (рис. 4.3, а) служит клинообразный отвал, снабженный нижней части сменными гладкими или пилообразными ножами впереди отвала, имеющего в плане вид треугольника, уста­новлен носовой лист для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев. Отвал смонтирован на универсальной подко­вообразной толкающей раме 5, шарнирно прикрепленной к ходовым   тележкам   трактора,   и   соединяется   с   ней   сферической головкой. На раму могут быть навешены также сменные рабочие органы корчевателя и поворотного бульдозера. Подъем и опуска­ние рамы с рабочим органом осуществляется двумя гидроцилинд­рами 4, работающими от гидросистемы трактора. При движении кустореза вперед опущенный в рабочее положение отвал с ножами скользит по поверхности земли и срезает кустарники и мелкие де­ревья   образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала  (до 3 6 м). Защитное ограждение 3 в виде стального каркаса предохраняет трактор от повреждении при падении срезаемых деревьев'. Для периодической заточки ножей отвала используют переносную шлифовальную головку с приводом от трансмиссии трактора через гибкий длинный вал. Производительность кусторезов с пассив­ным рабочим органом 11000... 14000 м2/ч при средней скорости движения машин 3...4 км/ч.

машины для подготовительных работ

Корчеватели-собиратели Применяют для извлечения (корчева­ния) из грунта камней массой до 3 т, пней диаметром до 0,45 м, кор­невых систем, сплошной корчевки кустарника и мелколесья, транс­портирования на близкое расстояние толканием пней,  камней, кустарника и поваленных деревьев, а также погрузки камней и крупных пней в транспортные средства. На рис. 4.3, б показан корчеватель-собиратель на базе гусеничного трактора класса 10 с передним и задним расположением навесных рабочих органов. Передний корчеватель имеет износостойкие сменные зубья 12, смонтированные на толкающей раме 13. Поворот зубьев относительно рамы в, вертикальной плоскости и подъем-опускание рамы с зубьями осуществляются ответственно гидроцилиндрами 10 и 11. Процесс корчевания крупных камней, пней и корней деревьев производится путем заглубления под них зубьев корчевателя и одновременном поступательном движении машины вперед. Задний корчеватель 7 смонтирован на балке 8 подвески и меняет свое положение в вертикальной плоскости с помощью гидроцилиндров 9 и 14. Гидроцилиндры переднего и заднего корчевателей работают от гидросистемы трактора. Корчеватели-собиратели навешивают на гусеничные тракторы класса 3...35 мощностью 50...390 кВт. Часовая производительность при корчевании  пней составляет до 45...55 шт., при уборке камней — до 15...20.м3 при сгребании срезанных деревьев, выкорчеванных пней и кустарника — до 2500...4000 м2

Рыхлители оснащаются одно- и трехзубым навесным рыхлительным оборудованием заднего расположения с гидравлическим управлением. Рыхлительное оборудование навешивают на гусенич­ные бульдозеры с тягачами класса 10, 25, 35, 50 и 75 мощностью П8...636кВт.

Главным параметром бульдозеров-рыхлителей является тяговый класс базового трактора. Индекс рыхлительного оборудования бульдозеров-рыхлителей включает две первые буквы ДП, за кото­рыми следуют цифры порядкового номера модели и буквы, обозна­чающие очередную модернизацию (А; Б, В, ...) и северное (С, ХЛ) исполнение оборудования. Так, бульдозер-рыхлитель в северном ис­полнении на базе трактора Т-330 имеет индекс ДЗ-129АХЛ, а его рыхлительное оборудование в северном исполнении - ДП-29АХЛ. Крепление рыхлителей осуществляется к остову базового трактора или к корпусу его заднего моста.

Бульдозеры-рыхлители применяют для предварительного по­слойного рыхления и перемещения плотных каменистых, мерзлых и скальных грунтов при устройстве строительных площадок, ры­тье котлованов и широких траншей, а также для взламывания до­рожных покрытий. Разрушение грунтов и пород происходит при поступательном движении машины и одновременном принуди­тельном заглублении зубьев рабочего органа до заданной отмет­ки. В процессе рыхления массив грунта разделяется на куски (глыбы) таких размеров, которые удобны для последующей их эффективной разработки, погрузки и транспортирования другими машинами.

Рыхление производят параллельными резами по двум техноло­гическим схемам: без разворотов у края площадки с возвратом машины в исходное положение задним ходом (челночная схема) и с поворотом рыхлителя в конце каждого прохода (продольно-пово­ротная схема). Челночная схема наиболее рациональна при малых объемах работ в стесненных условиях, продольно-поворотная. на участках большой протяженности. Максимальные величины глуби­ны и ширины захвата рыхления, рабочих скоростей движения и чис­ло зубьев рыхлителя определяются тяговым классом базовой машины.

Наименьшая глубина рыхления за один проход должна на 20...30% превышать толщину стружки грунта, разрабатываем; землеройно-транспортными машинами, в комплексе с которыми ра­ботает рыхлитель. Рыхление высокопрочных грунтов осуществляет­ся, как правило, одним зубом.

Рабочий орган рыхлителя состоит из несущей рамы, зубьев, подвески и гидроцилиндров управления. Зубья имеют сменные нако­нечники, лобовая поверхность которых защищена износостойкими пластинами для защиты от абразивного износа.