Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах и вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Узнайте стоимость и сроки - это бесплатно!

Строительными называют одноковшовые универсальные экска­ваторы с основными ковшами вместимостью 0,25...2,5 м3, оснащае­мые различными видами сменного рабочего оборудования. Строи­тельные экскаваторы предназначены для земляных работ в грунтах I...IV категорий. С помощью унифицированного сменного рабочего оборудования (до 40 видов) они могут выполнять также погрузочно-разгрузочные, монтажные, сваебойные, планировочные, зачистные и другие работы.

Основными частями строительных экскаваторов являются гусе­ничное или пневмоколесное ходовое устройство, поворотная плат­форма (с размещенными на ней силовой установкой, механизмами, системой управления и кабиной машиниста) и сменное рабочее обору­дование. Поворотная платформа опирается на ходовое устройство че­рез унифицированный роликовый опорно-поворотный круг и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости.

Рабочий цикл одноковшового экскаватора при разработке грун­тов состоит из следующих последовательно выполняемых операций: копание грунта (заполнение ковша грунтом), подъем ковша с грунтом из забоя, поворот ковша к месту разгрузки, разгрузка грунта из ковша в отвал или в транспортные средства, поворот порожнего ковша к за­бою и опускание его в исходное положение для следующей операции копания.В процессе работы отдельные операции цикла можно совме­щать (например, подъем или опускание ковша с поворотом его в за­бой), что позволяет сокращать продолжительность цикла.

Классификация.

Одноковшовые строительные экскаваторы классифицируют по следующим признакам:

по типу ходового устройства — на гусеничные с нормальной и увеличенной опорной поверхностью гусениц, пневмо-колесные, на специальном шасси автомобильного типа, на шасси грузового автомобиля или трактора;

по типу привода — с одномоторным (механическим и гид­ромеханическим) и многомоторным (гидравлическим и электриче­ским) приводом;

по исполнению опорно-поворотного устрой­ства — на полноповоротные (угол поворота рабочего оборудова­ния в плане не ограничен) и неполноповоротные (угол поворота ра­бочего оборудования в плане ограничен 270°);

по способу подвески рабочего оборудова­ния — с гибкой подвеской на канатных полиспастах и с жесткой подвеской с помощью гидроцилиндров;

по виду исполнения рабочего оборудова­ния — с шарнирно-рычажным и телескопическим рабочим обору­дованием.

Кроме перечисленных признаков строительные экскаваторы различаются между собой размерами, массой, мощностью и вмести­мостью ковшей.

структура индексации одноковшовых универсальных экскаваторов

К основным параметрам одноковшовых экскаваторов относят­ся: вместимость ковша, продолжительность рабочего цикла, радиусы копания и выгрузки, высота и глубина копания, высота нагруз­ки, преодолеваемый экскаватором уклон пути, конструктивная и эксплуатационная массы машины, среднее давление на грунт у гусе­ничных машин и нагрузка на одно ходовое колесо у пневмоколес-ных, колея и база ходового устройства.

Индексация. Действующая система индексации предусматривает следующую структуру индекса (рис. 4.13), дающего более полную характеристику эксплуатационных возможностей мадшны. Буквы ЭО означают — экскаватор одноковшовый универсальный.

Четыре основные цифры индекса последовательно означают: размерную группу машины, тип ходового устройства, конструктив­ное исполнение рабочего оборудования (вид подвески) и порядко­вый номер данной модели. Восемь размерных групп экскаваторов обозначаются цифрами с 1 по 8. Размер экскаватора характеризуют масса машины и мощность основного двигателя, а также геометри­ческая вместимость основного ковша.

В настоящее время серийно выпускаются экскаваторы 2...6-й раз­мерных групп. В стандартах на экскаваторы для каждой размерной группы обычно приводят­ся несколько вместимостей ковшей — основного и сменных повышенной вместимости, причем для последних предусмотрены меньшие линейные параметры и более слабые грунты, чем при работе с основным ковшом. Ос­новным считается ковш, которым экскаватор мо­жет разрабатывать грунт IV категории на макси­мальных линейных рабо­чих параметрах (глубина и радиус копания, радиус и высота выгрузки и т. п.). Вместимость основных ковшей экскаваторов со­ставляет: для 2-й раз­мерной группы — 0,25... 0,28 м3; 3-й — 0,40.. .0,65 м3; 4-й —0,65...1,00 м3; 5-й — 1,00... 1,60 м3; 6-й — 1,60...2,50 м3; 7-й — 2,50...4,00 м3.

Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9: 1 — гусе­ничное (Г); 2 — гусеничное уширенное (ГУ); 3 — пневмоколесное (П); 4 — специальное шасси автомобильного типа (СШ); 5 — шасси гру­зового автомобиля (А); 6 — шасси серийного трактора (Тр); 7 — при­цепное ходовое устройство (Пр); 8,9 — резерв. Конструктивное ис­полнение рабочего оборудования указывается цифрами: 1 (с гибкой подвеской), 2 (с жесткой подвеской), 3 (телескопическое). Последняя цифра индекса означает порядковый номер модели экскаватора. Пер­вая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т. д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последую­щие — вид специального климатического исполнения (С или ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы на влажных тропиках). Например, индекс ЭО-5123ХЛ расшифровывается так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусенич­ном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудова­ния, третья модель в северном исполнении. Экскаватор оборудуется основным ковшом вместимостью 1,0 м3, соответствующим 5-й раз­мерной группе, и сменными вместимостью 1,25 и 1,6 м3.

Помощь в написании и оформлении работ за 1 день Подробнее