Роторные траншейные экскаваторы представляют собой навес­ное или полуприцепное к переоборудованному гусеничному тракто­ру землеройное оборудование и предназначены для разработки траншей прямоугольного и трапецеидального профиля в однород­ных немерзлых грунтах I...IV категорий, не содержащих крупных каменистых включений (до 300 мм), а также в мерзлых грунтах при глубине промерзания верхнего слоя до 1,1... 1,5 м. Глубина отрывае­мых ЭТР , определяется диаметром ротора. Увеличение глу­бины копания связано со значительным возрастанием диаметра и массы ротора и поэтому рациональный предел глубины копания для ЭТР не превышает 3 м.

Передача энергии от дизеля тягача к основным исполнитель­ным механизмам (роторному колесу, отвальному конвейеру, гусе­ничному движителю) и вспомогательному оборудованию (механиз­мам подъема рабочего органа и конвейера) осуществляется с по­мощью механической, гидравлической или электромеханической трансмиссии. Широкое распространение в городских условиях по­лучили ЗТР с одномоторным приводом и механической трансмис­сией, конструктивные и кинематические схемы которых имеют ма­ло различий.

Рассмотрим в качестве примера типовую конструкцию ЭТР с ме­ханической трансмиссией, предназначенного для рытья траншей глубиной до 2,0 м, и шириной 1,2 м (рис. 4.38, а).

Схема роторного траншейного экскаватора

Рис. 4.38. Схема роторного траншейного экскаватора

 

Экскаватор состоит из гусеничного тягача 1 и навесного рабоче­го органа для рытья траншей и отброса грунта, шарнирно соединен­ных между собой в вертикальной плоскости. Рабочий орган маши­ны — опирающийся на четыре пары роликов 8 жесткий ротор' 12 с 14 ковшами 11, внутри которого помещен поперечный двухсекцион­ный ленточный конвейер 7, состоящий из горизонтальной и наклон­ной (откидной) секций. Позади ротора установлен зачистной баш­мак 10 для зачистки и сглаживания дна траншей. У тягача уширен и удлинен гусеничный движитель для повышения устойчивости и про­ходимости машины и исключения возможного обрушения стенок траншеи при движении над ней тягача.

В трансмиссию тягача включен гидромеханический ходоумень­шитель для бесступенчатого регулирования рабочих скоростей дви­жения машины при копании траншей. На тягаче установлена допол­нительная рама с размещенными на ней механизмами привода и подъема-опускания рабочего органа. Рама имеет две наклонные на­правляющие, по которым с помощью пары гидроцилиндров 2 и двух пластинчатых цепей 4 гидравлического подъемного механизма перемещаются ползуны переднего конца рамы рабочего органа при переводе его из транспортного положения в рабочее и наоборот. Подъем и опускание задней части рабочего органа (рис. 4.38, б) осу­ществляются парой гидроцилиндров 3, штоки которых шарнирно прикреплены к верхней части стоек, связанных с задним концом ра­мы цепями 5. При копании траншей задняя часть рабочего органа находится в подвешенном состоянии. Установка откидной части ленточного конвейера в наклонное рабочее положение и опускание ее при транспортировке машины производятся гидроцилиндром че­рез полиспаст с траверсой. Изменением угла наклона откидной час­ти конвейера достигается различная дальность отброса грунта в сторону от траншеи.

Рис. 4.39. Ковш ЭТР

Роторное колесо состоит из двух кольцевых обечаек 6 (рис. 4.39) связанных между собой ковшами 1 и поперечными стяжками 3. Каждый ковш открыт с двух сторон и имеет в передней части карманы 4 для крепления сменных зубьев 5, а в задней — цепное днище 2, способствующее лучшей разгрузке ковша, особенно при разработке вязких и увлажненных грунтов. С наружной стороны колец ротора приклепаны секции круговых зубчатых реек 7, находящиеся в посто­янном зацеплении с двумя ведущими шестернями 8 механизма привода ро­торного колеса. В зависимости от грунтовых условий ковши ротора осна­щаются сменными зубьями-клыками двух типов: с наплавкой передней ре­жущей грани для разработки немерз­лых грунтов и армированных твердо­сплавными износостойкими пластина­ми для мерзлых. Специальная расста­новка зубьев на ковшах позволяет вес­ти разработку тяжелых и мерзлых грунтов крупным сколом и обеспечива­ет хорошую наполняемость ковша  при работе в легких грунтах.

Эксплуатационная производительность роторных траншейных экскаваторов по выносной способности (м3/ч)

Пэ = 3,6nmqKHKJKP,      (4.32)

где п — частота вращения ротора, с-1;

т — число ковшей;

q — вмести­мость ковша, л;

Кн — коэффициент наполнения (Кп = 0,9...1,1); Кв — коэффициент использования машины по времени

в - 0,7...0,85); Кр — коэффициент разрыхления грунта (Кр - 1,1... 1,4).