Землеройно-фрезерные машины (ЗФМ) применяют для послой­ной разработки (фрезерования) мерзлых грунтов и твердых пород при выполнении планировочных работ, отрывке корыт под внутри-квартальные дороги, трамвайные и подкрановые пути, а также раз­рушения асфальтобетонных покрытий с последующей экскавацией разрушенных материалов бульдозерным отвалом.

Главным параметром ЗФМ является ширина фрезеруемой за один проход полосы. ЗФМ базируются на серийных гусеничных бульдозерах тягового класса 10...15, оборудованных гидромеха­ническими ходоуменьшителями для получения пониженных рабо­чих скоростей передвижения, бесступенчато регулируемых в диапазоне 0...500 м/ч. Конструкции современных ЗФМ имеют ма­ло различий.

Рабочий орган ЗФМ — фреза диаметром 900... 1020 мм, пред­ставляющая собой горизонтальный полый вал с приваренными пер­пендикулярно его оси кронштейнами, которые оснащены сменными режущими наконечниками (клыками) с износостойкой твердосплав­ной наплавкой. Кронштейны в количестве от 21 до 26 расположены на валу по одной или двум винтовым линиям, расходящимся от се­редины вала. Такая расстановка кронштейнов обеспечивает опреде­ленную последовательность работы каждого резца, минимальную энергоемкость процесса фрезерования, ровность планируемой по­верхности, а также транспортирование части разрушенного грунта к краям обрабатываемой полосы.


Машина послойного фрезерования (рис. 4.44) эффективно разра­батывает мерзлые грунты с температурой до -10 °С, прочностью по плотномеру ДорНИИ до 250 ударов с каменистыми включениями крупностью не более 50 мм.

Рис. 4.44. Землеройно-фрезерная машина

 

Машина состоит из базового трактора класса 10 с бульдозерным оборудованием рабочего органа фрезерного типа, силовой передачи для привода рабочего органа, навесного устройства, гидропривода подъема и опускания рабочего органа, гидромеханического ходо-уменьшителя, системы управления и противовеса.

Привод фрезы 10 осуществляется от редуктора отбора мощности 5, через цепные передачи 7 и бортовые редукторы 8. Привод обеспе­чивает одну или две скорости резания в диапазоне 0,7...1,4 м/с и оборудуется предохранительной муфтой предельного момента 6. Рабочий орган навешивается на базовый трактор с помощью четы-рехзвенного шарнирного механизма, образованного общим корпу­сом редуктора отбора мощности и ходоуменьшителя 4, тягами цеп­ных передач, нижней рамой 11 и корпусами бортовых редукторов, жестко связанных между собой поперечной балкой 9. Перевод рабо­чего органа в транспортное и рабочее положения и удержание его на заданной глубине фрезерования осуществляются двумя гидроци­линдрами 12, работающими от гидросиетемы базового трактора 3. Для уравновешивания массы навесного оборудования в передней части машины установлен противовес 2.

Современные ЗФМ за один проход обрабатывают полосу грунта шириной 2,6...3,4 м при глубине фрезерования до 0,25...0,35 м. После каждого прохода фрезой разрушенный грунт (материал) убирается бульдозерным отвалом /. Производительность ЗФМ при разработ­ке мерзлого грунта составляет 140...400 м3/ч.

Основным недостатком землеройно-фрезерных машин является интенсивный абразивный износ режущих элементов.